ІРС - Інститут релігійної свободи, м.Київ

Рекомендація ПАРЄ № 1556 (2002) «Релігія і зміни у Центральній та Східній Європі» PDF Друк E-mail
24.04.2002 11:28
Рекомендация
Парламентской Асамблеи Совета Европы  
 

«Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе»

1556 (2002)
 

1. Парламентской Ассамблее Совета Европы часто предоставлялись возможности рассмотрения вопросов, относящихся к сохранению и развитию традиционных религиозных культур, и путей создания необходимых условий их успешного взаимодействия и совместного развития. В резолюции 885 (1987) «О вкладе евреев в европейскую культуру», рекомендации 1162 (1991) «О вкладе исламской цивилизации в европейскую культуру» и рекомендации 1291 (1996) «О еврейской культуре» Ассамблея выразила свое мнение о необходимости защиты и развития общего культурного наследия Европы во всем его богатстве и разнообразии. 

2. Ассамблея также настойчиво выражала свое осознание необходимости обеспечения или восстановления гармоничных отношений между институтом религии и государством. Это является существенной частью обеспечения таких основных прав человека, как свобода совести и религии, религиозная терпимость и защита отдельных лиц и общин от любых форм религиозного преследования. Эти вопросы конкретно рассматриваются в резолюции 916 (1989) «О неиспользуемых культовых сооружениях», рекомендации 1202 (1993) «О религиозной терпимости в демократическом обществе», рекомендации 1222 (1993) «О борьбе с расизмом, ксенофобией и нетерпимостью», рекомендации 1396 (1999) «О религии и демократии» и рекомендации 1412 (1999) «О незаконной деятельности сект». 

3. Крах социалистической системы привел к возникновению для религиозных институтов Центральной и Восточной Европы возможности и даже ответственности в плане обновления своего социального потенциала и сосредоточения на своих основных, исторических задачах (т.е. духовное воспитание индивидуума, этическое совершенствование общества, а также культурные благотворительные, образовательные и иные проекты). 

4. В последнее время общественно-религиозные сдвиги в посткоммунистических странах ознаменовались появлением фундаменталистских и экстремистских тенденций, активными попытками использования религиозных лозунгов и религиозных организаций в процессе военной, политической и этнической мобилизации на службе воинствующего национализма и шовинизма, а также политизации религиозной жизни. 

5. Появление независимых государств поощрило стремление некоторых национальных православных церквей к собственной независимости или перемене своей принадлежности, что в некоторых случаях вызывает мощное сопротивление со стороны православных центров, которым они прежде подчинялись. Это привело к ухудшению взаимоотношений между церквями, а в некоторых случаях между государствами. Важно исключить какие-либо возможности государственного вмешательства в вопросы догмы, церковного строительства и канонического права. 

6. Новые религиозные свободы и устранение барьеров на пути распространения идей и верований, включая религиозные, поставили церкви Центральной и Восточной Европы перед лицом религиозного многообразия. Из-за своего ослабленного положения в прошлом и без опыта существования в условиях политического, культурного и религиозного плюрализма традиционные церкви региона в настоящее время оказались в состоянии конфликта с недавно появившимися там иностранными миссионерами и новыми религиозными движениями. До настоящего времени не удается решить проблему установления равновесия между принципами демократии и прав человека в области свободы совести и религии, с одной стороны, и сохранения национальной культурной, этнической и религиозной самобытности, с другой стороны. 

7. Исчезновение «железного занавеса» привело к тому, что религиозный и культурный водораздел в Европе стал более очевиден и еще более усилился. Две христианские культуры - Западная и Восточная - весьма мало знакомы друг с другом, а неведение является очень опасным препятствием на пути к объединению Европы. Как неоднократно заявлял папа Иоанн Павел II, «христианская Европа должна дышать обоими легкими - восточным и западным». Наряду с этим, приверженцы двух христианских традиций не проявляют особого интереса ни к еврейской культуре, которая является неотъемлемой частью европейского наследия, ни к исламской культуре, которая все более становится частью европейского ландшафта. 

8. Исходя из вышеизложенного Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров призвал правительства государств-членов, Европейский Союз и также соответствующие власти и организации: 

Юридические гарантии и их соблюдение 

i. добиваться соответствия внутригосударственного законодательства Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с особым упором на статью 9, в которой говорится, что религиозные свободы подлежат лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе, а также решению Европейского суда по правам человека (1983) о том, что ограничения в отношении прав человека должны мотивироваться «настоятельными общественными потребностями» и быть «соразмерными преследуемой законной цели»; 

ii. гарантировать всем церквям, религиозным организациям, центрам и объединениям статус юридического лица в том случае, если их деятельность не нарушает права человека или международное право и, в частности, потребовать от правительства Республики Молдова зарегистрировать Бессарабскую митрополию в соответствии с решением Европейского суда по правам человека от 13 декабря 2001 года; 

iii. предпринять эффективные меры с тем, чтобы гарантировать свободу религиозных меньшинств, особенно в Центральной и Восточной Европе, с особым упором на их защиту от дискриминации или преследования со стороны религиозного большинства или иных групп, практикующих агрессивный национализм и шовинизм; 

iv. привести в действие нормальные процедуры, предусмотренные во внутригосударственном праве, во всех доказанных случаях злоупотреблений в отношении религиозных свобод в форме, наносящей ущерб обществу или правам, свободам и здоровью отдельных лиц; 

v. гарантировать церковным организациям, имущество которых было национализировано в прошлом, реституцию этого имущества в течение определенного времени, а в тех случаях, когда это невозможно, выплату справедливой компенсации; необходимо принимать надлежащие меры с целью недопущения приватизации национализированной церковной собственности; 

vi. предложить посредничество в урегулировании конфликтов и споров между сторонами с их согласия при тщательном выполнении требования о невмешательстве государственных органов в вопросы догмы или иные внутренние религиозные споры; 

vii. просить Европейский конвент включить европейские религии и христианские традиции в преамбулу будущей европейской конституции в качестве основы достоинства человеческой личности и прав человека и этических корней европейской самобытности; 

Культура, образование и обмены 

viii. создать информационные стратегии и разработать необходимые мероприятия в области культурного обмена с целью взаимного ознакомления народов различных стран с их культурными достижениями; 

ix. сотрудничать с церковными властями в деле установления и распределения ответственности в таких областях, как реставрация исторических зданий и религиозное воспитание, и содействовать проведению совместных дискуссий по основным вопросам социальной сферы, морали, этики и культуры, которые стоят перед современным обществом; 

x. включить информацию об основных европейских религиозных культурах и обычаях в школьную программу; 

xi. поддержать деятельность неправительственных организаций, которые проводят работу в области укрепления взаимопонимания между религиозными группами и защиты религиозного культурного наследия; 

xii. предпринять меры по обеспечению равного доступа к средствам массовой информации, образованию и культуре для представителей всех религиозных традиций; 

xiii. поощрять создание специальных центров развития межконфессиональных отношений, а также проведение обменов выставками и ярмарками культурного наследия, шедеврами религиозного искусства и книгами с целью ознакомления населения с различными религиозными культурами Европы; 

xiv. содействовать программам обмена с целью формирования у студентов, научных работников и деятелей культуры всесторонних представлений об этических, моральных и культурных ценностях европейских религий; 

xv. поощрять развитие культурных маршрутов в Европе и связей Европы с соседними странами с целью учета и освоения исторического наследия и новых возможностей культурного общения; 

xvi. передавать в общественные библиотеки публикации, которые детально освещают культурные достижения и основы учения различных религиозных традиций; 

xvii. способствовать проведению научных исследований, направленных на установление общих корней различных европейских культур и содействию более глубокому пониманию путей, посредством которых они взаимоотносятся и дополняют друг друга.

___________________________
Предварительное издание
Обсуждение в Ассамблее 24 апреля 2002 года (13-е заседание). См. док. 9399 - доклад Комиссии по науке, культуре и образованию (докладчик: г-н Бачу). Текст, принятый Ассамблеей 24 апреля 2002 года (13-е заседание).
 
 
Інститут релігійної свободи
 
Джерело: сайт Ради Європи   
 

Підтримайте правозахисну діяльність Інституту релігійної свободи:

УкраїнськаРусский

  cлідкувати за новинами   приєднатися!
RSS-новини .Е-mail розсилка: укр. рус.

Блог Максима Васіна

Як перереєструвати неприбуткову організацію?

Які саме вимоги Податкового кодексу та інших законів необхідно вказати у статуті неприбуткової організації

Що означає рішення Конституційного Суду про мирні зібрання?

Чи існують якісь обмеження щодо строку сповіщення про мирний захід, зокрема релігійний.

Контакти

Поштова адреса:
01001, м. Київ-1, а/с 471–В
"Інститут релігійної свободи"
Надіслати листа до ІРС