Потомакский план действий

18:13
1041
Читайте українскою
Итоговый документ Встречи на уровне министров по укреплению свободы вероисповедания, состоявшейся в Вашингтоне 24–26 июля 2018 г.

Встреча на уровне министров по укреплению свободы вероисповедания

24–26 июля 2018 г.

 

Потомакский план действий

 

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и

религии; это право включает свободу менять свою религию или

убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения

как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным

порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и

ритуальных обрядов. 

(Всеобщая декларация прав человека)

 

В условиях трудностей, стоящих на пути свободы вероисповедания, председатель встречи на уровне министров по укреплению свободы вероисповедания представляет описанный далее Потомакский план действий как основу для проведения мероприятий на национальном и многонациональном уровнях. Мы призываем международную общественность опираться на положения данного плана действий, реагируя на нарушения и злоупотребления в области свободы вероисповедания или случаи преследования за убеждения, вероисповедание или нерелигиозность.

 

Защита права человека на свободу вероисповедания или убеждений


Государства должны расширять совместную правозащитную и координационную деятельность, направленную на укрепление и защиту свободы вероисповедания и на противодействие преследованиям людей за их вероисповедание или убеждения. В этой связи государства должны: 

  • решительно осуждать акты дискриминации и насилия, совершаемые от имени или против того или иного вероисповедания или нерелигиозности, и добиваться, чтобы виновные, в том числе государственные и негосударственные субъекты, немедленно привлекались к ответственности за подобные насильственные действия;
  • защищать членов религиозных общин, несогласных членов и неверующих от угроз для их свободы, безопасности и средств к существованию в связи с их вероисповеданием; 
  • уважать право родителей на религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своей совестью и убеждениями и следить за тем, чтобы членам религиозных меньшинств и неверующим не навязывали другое вероисповедание;
  • защищать права верующих и религиозных учреждений и организаций на издание в желаемом количестве религиозных публикаций и материалов, а также на ввоз в страну и распространение таких материалов; 
  • повышать осведомленность международной общественности о том, как подавление свободы вероисповедания может способствовать насильственному экстремизму, сектантству, конфликтам, незащищенности и нестабильности;
  • следить за тем, чтобы ложные обвинения в экстремизме не использовались в качестве предлога для подавления свободы людей на выражение своих религиозных убеждений и исповедание своей религии или для иного ограничения свободы мирных собраний и ассоциаций; 
  • устранять запреты, чрезмерно ограничивающие право верующих и неверующих выражать свою веру или убеждения, как единолично, так и сообща с другими, посредством мирных собраний, богослужений, ритуальных обрядов, молитвы, учения и других видов деятельности;
  • в двустороннем порядке, а также на многосторонних форумах выступать против нарушений или злоупотреблений в области свободы вероисповедания или убеждений.

Устранение юридических ограничений 


Государства должны укреплять свободу вероисповедания и приводить свои законы и нормы в соответствие с международными стандартами прав человека в сфере свободы вероисповедания или убеждений. В этой связи государства должны:

  • защищать свободу мысли, совести, вероисповедания или убеждений и следить за тем, чтобы люди могли свободно менять свои убеждения или быть неверующими, не боясь наказания или насильственных действий; способствовать отмене положений, предусматривающих наказание или дискриминирующих за изменение или отказ от своего вероисповедания или убеждений;
  • содействовать тому, чтобы контролируемые государством системы регистрации, предназначенные для официального признания религиозных общин, не были обязательными и чрезмерно обременительными, чтобы общины верующих могли свободно и на законных основаниях исповедовать свою религию;
  • разрешать религиозным общинам иметь свободно доступные места для публичных или частных богослужений или собраний, создавать организации в соответствии со своими иерархическими и институциональными структурами, обучать своих религиозных служителей и членов общин и выбирать, назначать и сменять своих служителей в соответствии со своими убеждениями без вмешательства со стороны государства;
  • отменять законы, направленные против богохульства, которые по своей сути являются субъективными и зачастую способствуют сектантству и насильственному экстремизму и введение которых необоснованно препятствует осуществлению прав на свободу вероисповедания, убеждений и выражения и ведет к нарушениям и злоупотреблениям в области других прав человека;
  • понимать, что уважение свободы вероисповедания может предоставить религиозным субъектам возможность прилагать, совместно с нерелигиозными субъектами, конструктивные усилия к тому, чтобы предотвращать насильственный экстремизм, терроризм и конфликты и противодействовать таким действиям;
  • способствовать разработке законодательства об отказе от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, чтобы учитывать религиозные убеждения лиц призывного возраста и предоставлять им альтернативу военной службе.

Отстаивание равных прав и средств защиты для всех, включая членов религиозных меньшинств


Государства должны укреплять права членов религиозных меньшинств, несогласных последователей доминирующей религии и неверующих, в том числе свободу вероисповедания или убеждений. В этой связи государства должны:

  • обращаться со всеми как с равными перед законом – независимо от вероисповедания, убеждений, религиозной принадлежности или нерелигиозности – и следить за тем, чтобы сотрудники правоохранительных органов принимали меры для защиты всех лиц, включая членов религиозных меньшинств, от вреда или дискриминационных действий в связи с вероисповеданием или убеждениями;
  • предотвращать дискриминацию по признаку вероисповедания или убеждений в доступе к правосудию, трудоустройству, образованию и жилью в законодательстве о правовом положении и семье, а также в доступе к возможностям для публичного выражения;
  • следить за тем, чтобы все люди, в том числе члены религиозных меньшинств, не подвергались насильственному обращению в другое вероисповедание, имели право на равную защиту в соответствии с законодательством и получали такую защиту без всякой дискриминации;
  • быстро реагировать на случаи физического нападения на людей и разрушение или акты вандализма в отношении святых мест или имущества по причине вероисповедания или убеждений и привлекать к ответственности виновных в таких действиях;
  • содействовать преподаванию ценности внутри- и межрелигиозного взаимопонимания и сотрудничества и общему взаимопониманию между мировыми религиями для уменьшения вредных разногласий и стереотипов;
  • поощрять религиозную свободу и плюрализм, содействуя праву членов всех религиозных общин, включая работников-мигрантов, исповедовать свою религию и открыто и на равных вносить свой вклад в общество;
  • поощрять органы власти к разоблачению и осуждению публичной дискриминации и преступлений, нацеленных на людей по причине их убеждений, вероисповедания или нерелигиозности.

 

Реагирование на геноцид и другие массовые злодеяния


Государства должны принимать надлежащие дипломатические, гуманитарные и другие необходимые меры для защиты своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности, в том числе основанных на религиозных убеждениях. В этой связи государства должны:

  • принимать незамедлительные меры для защиты своего населения от геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и этнических чисток;
  • осуждать сообщения или рассказы, пропагандирующие насилие в отношении тех, кто придерживается определенных религиозных или иных убеждений, или способствующих внутри- и межрелигиозной напряженности, будь то распространяемые государственными служащими или негосударственными субъектами;
  • принимать меры по поддержке расследований, сохранению доказательств и документированию возможных преступлений, когда появляются сообщения о кровавых бесчинствах, включая геноцид, военные преступления, преступления против человечности и этнические чистки;
  • привлекать к ответственности виновных в геноциде, преступлениях против человечности, военных преступлениях, массовых злодеяниях, этнических чистках и связанных с ними преступлениях и использовать механизмы, предназначенные для содействия ответственности, правосудию и примирению;
  • заботиться о потребностях лиц, переживших кровавые бесчинства, и их семей и предоставлять им помощь и ресурсы для восстановления и исцеления пострадавших сообществ и лиц в зонах, где имели место конфликты;
  • совместно с расположенными к этому жертвами и пережившими массовые злодеяния составлять и распространять информационные сообщения и образовательные материалы о пережитых событиях и своем восстановлении и стойкости.

Сохранение культурного наследия


Государства должны прилагать больше усилий, направленных на защиту и сохранение культурного наследия, в том числе принадлежащего находящимся под угрозой религиозным меньшинствам, в частности в зонах конфликтов, а также на сохранение объектов культурного наследия, в том числе принадлежащих сообществам, где население сокращается или эмигрирует в другие страны. В этой связи государства должны:

  • принимать и проводить в жизнь правила и нормы, направленные на введение или совершенствование инвентарного учета объектов и предметов культуры, содействие уважению и защите культурного наследия, в том числе мест богослужения и религиозных объектов, храмов и кладбищ, и принятие надлежащих мер по защите объектов, находящихся под угрозой вандализма или разрушения со стороны государственных или негосударственных субъектов;
  • охранять объекты культурного наследия и помогать в этом другим государствам путем предоставления технической помощи и профессионального обучения соответствующим должностным лицам, а также оказывать экстренную помощь на объектах, которым угрожает непосредственная опасность;
  • оказывать содействие пострадавшим сообществам в обеспечении безопасности, защите, восстановлении и (или) достижении стабильности их объектов культурного наследия;
  • поощрять местное население к участию в сохранении своего культурного наследия и вовлекать членов религиозных общин и других сообществ, в том числе их руководство, в обучение способам защиты своего культурного наследия от ущерба и (или) разграбления;
  • содействовать усилиям по восстановлению объектов культурного наследия, имеющих большое значение для многочисленных сообществ в зоне конфликта, чтобы способствовать налаживанию внутри- и межрелигиозных отношений и восстановлению доверия;
  • повышать осведомленность общественности, в частности среди молодежи, о важности и истории культурного наследия, действуя совместно с религиозными деятелями и другими лидерами общественности и при их посредничестве.


Укрепление ответных мер


Государства должны реагировать на продолжающие распространяться по всему миру угрозы для свободы вероисповедания. В этой связи государствам следует рассмотреть возможность подписания Потомакской декларации, а также:

  • оказывать финансовую помощь лицам, преследуемым за их выступления в защиту свободы вероисповедания, религиозную принадлежность или исповедание или за то, что они являются неверующими, а также поддерживать усилия организаций, выступающих за свободу вероисповедания, направленные на укрепление своего потенциала, и поощрять частные фонды к более широкому финансированию таких программ;
  • укреплять верховенство права, гарантии справедливого судебного разбирательства и организационный потенциал для защиты свободы вероисповедания и других прав человека;
  • предоставлять дополнительные дипломатические ресурсы путем учреждения специальных посольских должностей или центров взаимодействия в министерствах иностранных дел и поддерживать совместные действия, осуществляемые посредством таких учреждений, как Международная контактная группа по укреплению свободы вероисповедания или убеждений и Международный экспертный совет парламентариев по укреплению свободы вероисповедания или убеждений;
  • разъяснять дипломатам значение и важность свободы вероисповедания и обучать их мерам по ее укреплению;
  • ежегодно подтверждать свои обязательства по укреплению свободы вероисповедания для всех, объявив 3 августа, первый день массового убийства езидов в Синджаре боевиками ИГИЛ, национальным или международным днем памяти о переживших религиозные преследования;
  • разрешать и поддерживать деятельность организаций гражданского общества и религиозных деятелей, направленную на отстаивание и организацию усилий по укреплению свободы вероисповедания, плюрализма, мира и терпимости и относящихся к ним ценностей;
  • содействовать созданию форумов внутри страны или использовать существующие учреждения, посредством которых представители религиозных организаций и гражданского общества могут собираться для обсуждения проблем в сфере свободы вероисповедания внутри страны и за рубежом, а также действовать через региональные организации;
  • поощрять правительственные министерства и должностных лиц регулярно участвовать в работе таких форумов внутри страны, прислушиваться к их участникам, а также по возможности проводить в жизнь их рекомендации;
  • содействовать национальным проектам инвестиций в экономику, способствующим сотрудничеству и укреплению доверия между различными сообществами и демонстрирующим экономические, социальные и индивидуальные преимущества уважения свободы вероисповедания и плюрализма;
  • обучать и поддерживать представителей религиозных общин, в том числе религиозных деятелей, для укрепления устойчивости к насильственному экстремизму и терроризму и предотвращения таких действий, которые отрицательно сказываются на свободе вероисповедания, путем распространения альтернативной информации, вовлечения членов сообществ, подверженных опасности, и налаживания внутри- и межрелигиозных партнерских связей.

Институт религиозной свободы
irs.in.ua

Подпишитесь на страницу ИРС в Facebook и Twitter – экспертный взгляд на законодательство и религиозную жизнь в Украине и мире!

Читайте на эту тему